Вы здесь

Положение о библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ

о библиотеке

 

1. Общие положения.

1.1            Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.

1.2              Библиотека    Школы, являющаяся ее структурным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы, которая предоставляется во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.

1.3              Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников Школы. Удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.

1.4              Государственная или иная цензура в деятельности библиотек не допускается.

1.5              Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотекой определяются в правилах пользования библиотекой.

 

2. Задачи библиотеки.

2.1             Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно - библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.2            Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.3            Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества.

 

 3. Базисные функции библиотеки.

3.1            Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки - образовательная, информационная, культурная.

3.2            Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами Школы.

3.3            Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр и др. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от контингента учащихся, специфики обучения.

3.4            Обслуживание читателей на абонементе, а также в учебных кабинетах Школы.

3.5            Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-библиографических знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

3.6            Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

3.7            Организация дифференцированного, индивидуального обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

3.8            Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики Школы и запросов читателей.

3.9            Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.10        Проведение в установленном порядке уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для получения специальности библиотекаря, библиографа.

3.11        Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

3.12        Повышение квалификации библиотекаря, создание условий для его самообразования и профессионального образования.

3.13        Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

3.14        Участие в работе методического объединения библиотечных работников, взаимодействие с библиотеками района с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.

3.15        Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

3.16        Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников.

3.17        Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

3.18        Составление трудоёмких письменных библиографических справок, списков литературы.

3.19        Формирование библиотечного актива, привлечение (в т.ч. учащихся) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа - библиотечного совета и актива читателей.

3.20        Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

3.21        Организация работы по сохранности фонда.

 

4. Организация и управление, штаты.

4.1             Основное условие открытия библиотеки - это наличие первоначального фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.

4.2            Руководство библиотекой и контроль над ее деятельностью осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей.

4.3            Ряд функций управления библиотекой делегируются директором школы штатному работнику библиотеки (заведующему, библиотекарю).

4.4            За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает библиотекарь, который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета Школы.

4.5            Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы Школы.

4.6            График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы Школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.

4.7             Штаты библиотеки и заработная плата, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.

4.8            Библиотечные          работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик, обязаны выполнять Типовое положение об общеобразовательном учреждении и Положение о библиотеке.

4.9            Методическое           руководство библиотекой Школы осуществляется методическим кабинетом районного отдела образования.

 

5. Права, обязанности и ответственность.

5.1      Библиотеки имеют право:

5.1.1   самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении;

5.1.2 разрабатывать правила пользования библиотекой и другую регламентирующую документацию;

5.1.3  устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.

5.2       Библиотечные работники имеют право:

5.2.1        участвовать в управлении Школой согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении;

5.2.2        на свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы Школы;

5.2.3        на        поддержку со стороны региональных органов образования и администрации Школы в деле организации и повышения квалификации работников библиотеки, создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников, в совещаниях и семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы;

5.2.4        на участие в работе общественных организаций;

5.2.5        на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах Правительства Российской Федерации;

5.2.6        на дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством;

5.2.7        на ежегодный отпуск  в 24 рабочих дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

5.2.8        на представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

5.3       Библиотечные работники несут ответственность за:

5.3.1        соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской Федерации о труде и Уставом школы;

5.3.2        выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;

5.3.3        сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.