Вы здесь

Урок обучения грамоте. Знакомство с буквой Ф

 

Обучение грамоте 1 класс «Школа России»

          Тема. Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф

Подготовила

учитель  начальных классов

Петрова Нина Ивановна

«Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф,ф

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с буквой  Ф, и звуками, которая она  обозначает;

  • научить ребят различать   звуки [ ф],  [ ф'];

  • читать слоги и слова с данной буквой;

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику,  обогащать словарный запас учащихся;  

Воспитательные задачи:

  • прививать любовь к чтению, к книге;

  • формировать познавательный интерес;

  • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

  • учить работать в парах, группами, сообща;

  • воспитывать чувство гордости за Родину.

Тип урока: знакомство с новой буквой

Оборудование:

  • Аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино»;

  • Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина,  кораблики;

  • Конструкторы букв и рисунки букв;

  • Сигнальные карточки 2 цветов;

  • Индивидуальные карточки;

  • Индивидуальные зеркала.

Ход урока
I. Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!

-  Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

Психологический настрой

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Кадр 2

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

II.  Введение в урок

Звучит голос кота Матроскина из мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».

  • Вы узнали этого героя?

  • Из какого он мультфильма

  • Кадр3
    - Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?
     Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем.   Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.

       III.  Мобилизующий этап

Кадр 4

- Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго, портфель, жираф, туфли).

- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.

Кадр 5

Меняю местами.

- Назовите, что стояло сначала. Кадр 6.  Проверим.

- Что объединяет эти слова?

    

IV. Формулирование темы и цели урока

Кадр 7

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.  

(Тема урока «Буква Ф и звуки, которая она обозначает»)

Цели урока:

- познакомиться с…

- учиться отличать ….

- учиться читать..

- Кот Матроскин  отправился в путешествие на российском корабле?

Но как можно догадаться, что корабль - российский?

Кадр 8

Изображение флага. Рассмотрите его.

- Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

 Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

      V. Знакомство с новыми звуками

- Произнесите первый звук в слове флаг.

Работа с индивидуальными зеркалами.

- Дайте характеристика звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

- Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.

- Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.

- Дайте характеристику звука [ ф'].

(Согласный, глухой, мягкий.)

 

      VI. Физминутка

Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами.  Если услышите твёрдый звук [ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то отпускаете вёсла и отдыхаете.

Называю слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот

   VII. Знакомство с новой буквой

- Найдите новую букву.

(Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)

-  Встаньте, изобразите букву Ф.

-  На что похожа буква Ф?

Кадр 9

Чтение стихов о букве ф.  

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

1) Задание по группам.

У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы.

1 группа – конструктор  букв. Сконструируйте букву Ф.

2 группа – выщипывание буквы Ф на листочках разных цветов: синего и зелёного. Почему разного цвета?

- Куда поместим нашу букву?  

2) Работа на карточках по группам:

1 группа – задание 5.

Найди и подчеркни буквы Ф,ф

АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 группа – задание 6

 Найди слова с буквой   Ф и подчеркни   карандашом.  

          фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

      жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

      эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

3) Работа в парах

Найдите букву Ф с закрытыми глазами методом ощупывания.

- С буквой Ф познакомились.

- Какие задания можем дальше выполнить?

   VIII. Чтение слогов с новой буквой

Кадр 10

                      фа     фи

        К           фо     фе          Н

                      фу     фя

                      фы    фё  

Чтение сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н.

С разной интонацией, пропевая.

- Почему слоги разделены на 2 группы?

Кадр 11 Дополни слоги до слова.

                    ФА       КУС

                   ФО      РА

                   ФУ      ТО

                   ФИ      НТИК            

Кадр 12 Проверка.

Кадр 13

IХ. Отгадайте  загадки, узнаете новое слово

 

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Филин)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

 

На скале он строит дом.

Не боится жить он в нём.

Два могучие крыла

У хозяина (орла)

Я – усатый, полосатый

Не люблю весёлых игр.

Отгадайте. Кто я? (Тигр)

- Какое слово получилось?

Выявление смысла слова флот.

Х. Беседа по иллюстрации

Рассматривание иллюстрации на стр. 194

              -Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы.) 

 -Как одним словом можно назвать корабли, пароходы? (Суда.)        

  -Что можно сказать о них? (Одни современные, другие старинные.)

На каждом корабле есть свой флаг. Русский флот ходит под Андреевским флагом».

 - Найдите на рисунке российские суда. Почему вы так решили?

(На них изображен российский флаг.)

ХI. Назвать виды кораблей

Кадр 14

- Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

ХII. Физминутка. Зрительная гимнастика

        Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

 

Закройте глаза(1-2-3).

Зажмурьте их(1-2-3).

Быстро поморгайте(1-2-3).

Закройте глаза(1-2-3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.

- Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?

 Кадр 15. Прочитайте   слова на экране.

- Какие слова непонятны?

- Какие слова можно, отнести к морской тематике?
      (Телеграф, фотография, флаг, флот.)

- Какие  задания можем выполнить с этими словами?

- Разделите на группы по разным признакам.

- Найти заданные слова в классе.

(Прикреплены карточки со словами в разных местах.)

 

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

Кадр 16

-  Кто автор этого произведения?  Из какого произведения?

Хоровое чтение.

Работа по группам.

1 группа

Чтение самостоятельное.

2 группа

Найти слова с буквой Ф.

-  Есть ли такие слова?

ХIII. Рефлексия

Наш  урок подходит к концу.  Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня  

Кадр 17

Я - Вспомнил

     Узнал

     Научился.

Кадр 18. Проверьте себя.

У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны.

Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.

Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

Кадр 19. Я благодарю вас за работу.  Кто желает выполнить   домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 1)

Список использованной литературы

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Русская азбука: Учебник  для 1 класса. М.: «Просвещение» - 2007.

  2. Извекова Н.А., Сурьянинова Н. С. Мир вокруг. М.: «Просвещение» - 1985 г.

  3. Раевский Ю.В. Весёлая азбука для дошкольников. – 1994 г.

  4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2 – 4 –е издание. М.: Педагогика – Пресс, 2001

     

Приложение 1

Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».

ВложениеРазмер
Иконка презентации Office Приложение1.67 МБ