Вы здесь

Проектная иисследовательская работа в школе

 

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

Основными целями образования на современном этапе становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Согласно теории Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания оказывают влияние на развитие человека лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками универсальных действий способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решить эту проблему в начальной школе пытаются, в частности, через организацию проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников.

В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

В ходе проектной и исследовательской деятельности у младших школьников формируются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В нашей школе проектная и исследовательская деятельность получила широкое распространение среди учителей начальных классов.






Ф.И.О.учителя

Предмет,

внеклассная работа

Направление

Тема проекта,

исследования

1.

Ушакова И.Р.

Технология +изо

Внеклассная работа

проект

проект

Поделка из соленого теста.

Коми орнамент

2.

Габова Л.Ю.

Окружающий мир

Математика

Окружающий мир

+ изо

проект

проект

проект

Моя малая родина

Математика вокруг нас

Одуванчик

3.

Сурнина Н.А.

Окружающий мир

Окружающий мир

Математика

проект
проект
проект

Моя семья

Мой класс и моя школа

Математика вокруг нас

4.

Жукова О.А.

Литературное чтение

Математика

Технология

проект
проект

проект

Библиотека

Узоры и орнаменты на посуде

Коврик из листьев

5.

Мингалева С.В.

Окружающий

мир  

Математика

проект

проект

Зернышко

Числа в загадках, пословицах и поговорках

6.

Мишева О.М.

Изо

исследовательская деятельность

Украшение и фантазия. Кружева.

7.

Чернецкая А.А.

Изо

Математика  

проект

исследовательская деятельность

Узоры и орнаменты на посуде

Луч. Построение луча.

8.

Чернецкая Т.В.

Математика

Русский язык

Внеклассная работа

Внеклассная работа

проектная задача
проектная задача
проектная задача

проект

Танграм.

Члены предложения

Как Сережа страну от Змея Горыныча спас.

Моя родословная

9.

Петрова Н.И.

Математика

Окружающий мир

Литературное чтение

проект
проект
проект

Математика вокруг нас Родной город

Библиотека

10.

Обухова Л.Ю.

Технология

проект

Снегирь на ветке

11.

Макарова Е.М.

Технология

Технология

Литература

Математика

проект
проект
проект

проект

Записная книжка

Живи, елочка!

Любимые поэты и писатели

Занимательная математика

12.

Канева Л.В.

Внеклассная работа

проект

Что в имени тебе моем

13.

Субботина К.В.

Внеклассная работа

проект

Моя школа. Мой класс.

14.

Николаева А.В.

Математика

проект

Математика вокруг нас

15.

Гирушева Т.Г.

Внеклассная работа

проект

Моя родословная.