Вы здесь

Коваленко Н.Л.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Емвы

ТВОРЧЕСКИЙ   ПРОЕКТ

«ПУТЬ  САМООБРАЗОВАНИЯ»

                                      Коваленко Нина Леонидовна – заведующая библиотекой  
                                     муниципального образовательного учреждения
                                 « Средняя общеобразовательная школа  № 1» г. Емвы

г. Емва   2011г.

ДЕВИЗ:  «УЧИТЬСЯ – ЗНАЧИТ

УМЕТЬ "УЧИТЬ СЕБЯ".

КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ  ПРОЕКТА    
                                                          
     Проект  библиотеки МОУ  «СОШ  №1» г. Емвы  «Путь самообразования» представлен для участия в разработке и выпуске  республиканского сборника «Проектная деятельность школьной библиотеки».
    Данная  работа  библиотеки как субъекта образовательного процесса  участвует в основной миссии школы, заключающейся  в  предоставлении максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, способствует повышению внутренней образовательной мотивации школьников, вооружает их необходимыми навыками получения знаний.
                                                    

Содержание:

 

  1. Введение.
  2. Основная часть:                                                                                                                                                                                  
  • цели и задачи;                                                                                                                                          
  • предполагаемые образовательные результаты;                                                                        
  • основные направления;                                                                                                                                        
  • срок реализации;                                                                                                                              
  • этапы осуществления проекта;                                                                                                                 
  • план мероприятий;                                                                                                         
  • продолжение проекта.
  1. Заключение
  2. Литература.

                                          ВВЕДЕНИЕ

           Многие дети хотят учиться хорошо, но одного желания недостаточно, надо ещё уметь учиться. Это значит, что учащиеся должны учиться самостоятельно приобретать знания и умения, включаться в самостоятельный поиск источников,  изучать их и использовать.
          В ходе проекта учащиеся знакомятся с общими, нужными для всех предметов общеучебными знаниями, умениями, навыками, знакомятся с приемы учебной работы, обеспечивающими  приобретение умений работы с различными источниками информации.
             Ученики ставят перед собой познавательные цели и задачи, определяют пути их достижения. Школьники могут сами себя оценить: умеют ли они учить себя. Они должны разобраться в себе, в умении планировать учебную деятельность и рационально распределять время. Контролируют ход самостоятельной работы по приобретению знаний и сами оценивают результаты. Получают  рекомендации, советы, упражнения для выработки умений правильно и легко учиться. Школьникам предлагаются  пути решения учебных  проблем,  с  которыми они  не  всегда могут  справиться  самостоятельно. Данный проект может быть предложен в любом классе,  как в среднем звене, так и в старшем.
        В работе используются информационные ресурсы библиотеки, направленные на помощь в организации процесса самообразования  учащихся, что способствует позиционированию школьной  библиотеки как интеллектуального, информационно - досугового центра  школы;
         Отличительной чертой проекта является тесное сотрудничество библиотеки, как инициатора данной работы,  с учителями и родителями, как проводниками и наблюдателями за результатами  усилий учащихся.
        Заключительный  этап работы предусматривает совершенствование умений учащихся в работе с  презентациями о  результатах собственной учебной деятельности.
       Обоснованность проекта как нельзя лучше подтверждается словами К.Д.Ушинского:
      «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и  составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения»

2. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.
ЦЕЛИ   ПРОЕКТА:  содействие в приобретении школьниками навыков самообразования, активизация учебной деятельности, повышение качества знаний, реализация индивидуальных интересов учащихся  через методы и формы самообразования и саморазвития.
ЗАДАЧИ:
  1. Познакомить учащихся с приемами самообразования, самоутверждения, самоопределения;
  2.  Научить, как правильно организовать собственное учение,  пользоваться приемами  работы с книгой,       устным словом,  с различными   источниками информации
   3.  Развить умение планировать собственную деятельность, распределять время, овладевать навыками учебного труда.
   4.  Развить умение представлять результаты учебного труда.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагается, что после завершения проекта учащиеся будут:

  • иметь представление об индивидуальном образовательном маршруте;
  • уметь организовать собственное учение;
  • ориентироваться в понятиях самообразование, самосознание, самосовершенствование;
  • понимать значение самообразования в жизни человека;
  • применять приемы работы с книгой; с устным словом; с графической информацией; с библиографическими источниками; с электронными сетями;
  • использовать полученные знания  в дальнейшем не только в достижении учебных, но и коммуникативных целей.

УМЕТЬ:

  • делать сообщения, доклад, проект;
  • писать сочинение, реферат;
  • создавать проект;
  • рассказывать о себе через резюме и портфолио

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ

                                           
                                              Работа в классах

                                       Самостоятельная работа учащихся
     
СРОК  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 год
ЭТАПЫ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
1 этап -  Информирование  
2 этап - Освоение
3 этап - Применение.  Самооценка. Оценка работ учителем. Рефлексия.                                                          Разработка элективного курса «Самообразования и самовоспитания учащихся» (8-9 кл.)

МЕТОДЫ:
В ходе освоения программы предполагается использовать методы: информационный, диалоговый, исследовательский, аналитический, практический. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные.
                                                           ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ







п/п

                   Мероприятия

Классы

Сроки   проведения

Ответственные
                                   1   ЭТАП      
  Книжно-иллюстративная  выставка «Искусство быть  читателем». 5-11   Сентябрь Зав.библиотекой
  Библиотечный урок «Виды  записи  при  чтении»    10  Сентябрь Зав.библиотекой
  Выставка-реклама рекомендательных списков, памяток, буклетов  «Учись учиться сам»
5-11

  Октябрь

Зав.библиотекой
  Библиотечный урок  «Память  и  чтение»     6   Октябрь Зав.библиотекой
  Библиотечный урок   «Читательский  выбор»
( с  элементами техники быстрого чтения)
   
   11
  Зав.библиотекой
  Переносная  выставка – планшет  «Учись  учиться» 5-11   Зав.библиотекой
  Долговременная  книжно-иллюстративная выставка  «Советы  библиотеки» 5-11   Ноябрь Зав.библиотекой
  Презентация  библиотекаря "Учимся учиться»    7   Зав.библиотекой
  Родительское собрание «Как улучшить память».    8  Декабрь Зав.библиотекой,
кл.руководители
                                   2 ЭТАП      
1 Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
Секреты подготовки домашнего задания
Золотые правила скорочтения
Как учиться  «на отлично»
  Октябрь Зав.библиотекой,
кл.руководители,
учителя.
2 Домашнее задание на время карантина на сайте школы 5-11 Январь Учителя
3 Тренинги по приобретению навыков самостоятельного получения знаний по различным направлениям учебной деятельности 5-11 Январь-        март Учителя,
кл.руководители
                                       3 ЭТАП      
1 Презентации учащихся:
            «Как научиться делать уроки?»
            «Что может моя память?»
            «Как учить стихотворение?»
            «Книга  учит» (о работе с учебником)
           «Советы успешного  ученика»
           «Хорошее образование – дорога  в будущее»
           «Как развивать свою мыслительную          
                                                             деятельность?»
  Март-
Апрель
 
2 Составление папок-накопителей   в электронном и бумажном варианте с методическими разработками учителей и  классных руководителей.   В течение        года Зав.библиотекой
3 Составление программы  элективного  курса              « Самообразование учащихся»   Май Зав.библиотекой
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ   ПРОЕКТА

В  БУДУЩЕМ  В  РАМКАХ  ОБЩЕШКОЛЬНОГО

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЛАНА.           

   Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Для значительной части учащихся старших классов характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества личности, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Говоря иными словами, школьники занимаются самовоспитанием, воспитанием самих себя. Следовательно, этот аспект работы человека над собой не может находиться в отрыве от начатой темы самореализации, самовоспитания и требует продолжения в следующих проектах. Библиотека предлагает долгосрочное планирование по этой теме.

                          

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   Практическое осуществление проекта «Путь самообразования» в прошедшем учебном году подтвердило правильность выбранного направления в работе с учащимися, реальность поставленных целей и задач.

В ходе реализации проекта была проведена работа:

по освоению учащимися 5-11 классов умений самостоятельной познавательной деятельности  (выполнение творческих работ с последующей защитой  презентаций);                                                                                                                                                 освоению учащимися умений и навыков планирования деятельности;                                                 применению различных форм самоутверждения и самореализации;                                                                 по созданию условий для формирования мотивации учения;                                                                                                    по воспитанию стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал;                                                                                                          по удовлетворению заинтересованности учителей и родителей в результатах обучения и воспитания детей;                                                                                                                                                                                    по развитию читательского интереса и читательских умений учащихся.

Преимуществом данного проекта является его долгосрочность, несмотря на срок  осуществления -1 год.  Конкретные темы  по самообразованию, указанные для каждой параллели, позволяют переходить из класса в класс в новом учебном году, не повторяясь, замены требует только тематика выставок.  Методическая копилка готовых разработок, подготовленных учителями и вновь приходящими классами,  будет постоянно пополняться.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Селевко Г.К.,Маркова Н.Н.,Левина О.Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование,2001.Серия "Самосовершенствование личности".
2. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности школьника // Образование в современной школе. - 2002. - № 3. - С. 37.
3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.
4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.
5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.
6. Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.
7.Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|
8. Андреев О.А. Техника быстрого чтения: Программа «Доминанта»/Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концевая Л.А.. Как учить работать с книгой. – М.: «Мой учебник», 2007.
10. Электронные источники:  Статьи о самоорганизации личности школьников.