Вы здесь

Конспект к уроку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы

Урок математики в 1 классе

Тема: «Луч. Построение луча»

(УМК «Школа России»)

 Разработала: Чернецкая Анна Александровна учитель начальных классов

 г. Емва 2012 год

  Тема: «Луч. Построение луча»

  Тип урока: урок предъявления новых знаний
  Технология: исследовательская деятельность

  Цель урока: - сформировать  у учащихся  первичное представление о луче;  

                     - применять  полученные знания в знакомой и новой учебных ситуациях.

 Задачи урока:

  1. Ознакомить обучающихся с новой геометрической фигурой – лучом, обучать  различать прямую линию, отрезок, луч, чертить луч.

  2. Способствовать развитию у учащихся  произвольного внимания, памяти, познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать  умозаключения и выводы,   самостоятельно работать.

  3. Способствовать формированию у обучающихся умения вести учебный диалог при использовании разных форм работы.

  4. Активизировать  интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.

 Оборудование: альбомы, веер с геометрическими фигурами, карточки с заданием, компьютер, проектор, интерактивная доска.





Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

 
  Деятельность учителя Деятельность ученика  

1.Организационный момент

 

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза. Вижу, что все  вы готовы к работе. Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.

Личностные УУД.

Осознание себя как

ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу.

2. Актуализация базовых знаний И сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математике (Слайд 1) и побываем в уже известном нам городе Геометрии (Слайд 2), станем исследователями. А нашим экскурсоводом  сегодня будет Карандаш (Слайд 2). Со многими жителями города вы уже знакомы и сможете без труда их узнать. А начнем мы наше путешествие  с улицы Фигурной (Слайд 3), попробуйте узнать жителей этой улицы. А для этого я вам буду загадывать загадки, а ответы вы будите показывать с помощью ваших вееров. Итак, начинаем.
Игра: “Узнай меня”.

 

-  Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...  

(Слайд 4, на доске появляется треугольник)

- Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня……

(Слайд 4, на доске появляется  квадрат.)

-Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня.

(Слайд 4, на доске появляется  круг.)

- Рассмотрите фигуры.

Что их объединяет?

Чем отличаются?

Какая фигура лишняя?

-Знаете, ребята, у данных фигур разный характер. Круг веселее, чем треугольник, а треугольник веселее, чем квадрат.

- Кто самый веселый?

- А кто самый грустный?

- Молодцы, с заданием справились.

На партах у каждого ребенка веер с  геометрическими фигурами.
Учащиеся выбирают и показывают нужную фигуру

Треугольник

Квадрат

Круг

Это геометрические фигуры.
Они все разного цвета, размера, имеют разную форму.
Квадрат – другого цвета.
Круг -  он без углов и у него нет отрезков.

Круг.
Квадрат.

Познавательные УУД.

Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков.

Анализ и группировка по признакам.

Коммуникативные УУД.

Умение доказывать своё мнение.

Понимание возможности различных точек зрения.

Познавательные УУД.

Выделение лишнего,

выбор основания.

3. Подготовка проблемной ситуации.

4.  Целеполагание и мотивация

- Как вы думаете, что мы можем нарисовать,  используя эти  геометрических фигур?

(выслушиваются ответы детей)

- Посмотрите, что я нарисовала (Слайд 5, появляется нарисованный домик из геометрических фигур)

Теперь вы в своих альбомах простым карандашом нарисуйте домики, из тех же фигур, которые использовала я в своем рисунке.

- Очень красивые получились у вас домики, молодцы,  а сейчас я предлагаю вам нарисовать еще один предмет, а какой вы мне ответите, после того, как отгадаете  мою следующую загадку.

Среди поля голубого -

Яркий блеск огня большого.

Не спеша,  огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это …….

-Скажите, на какую  геометрическую фигуру похоже наше солнышко?
- Но солнышко, это  не только  круг, а еще и лучи.
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч.
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...

Дети высказывают свои предложения

Ребята работают самостоятельно.

Солнце

Круг

Луч

Коммуникативные УУД.

Участие в коллективном диалоге.

Личностные УУД.

Интерес к новому.

Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Самостоятельное моделирование.

Регулятивные УУД.

Оценка

 

5. Работа над новым материалом (исследовательская деятельность) - Как вы  думаете, о чем сегодня будем говорить?
- Верно. Тема нашего урока – ЛУЧ, мы узнаем много нового о нём и научимся его строить.

-Ребята, а может кто–то уже нам может ответить, что такое луч? Обсудите это в парах.

-Кто готов, мы сейчас послушаем.

- Давайте нарисуем на наших рисунках солнышко с лучами.

(Дети рисуют на своих рисунках)

-А сколько лучей получилось у вашего солнышка?

- А теперь посмотрите, какое солнышко я нарисовала, и посчитайте мои лучи. (Слайд 5)

- Один луч, два луча……

- Карандашу и мне  очень интересно,  сколько лучей можно провести из одной точки? Обсудите это в парах.

Вывод.

Луч – это прямая линия, у которой есть начало, но нет конца.

Дети рисуют самостоятельно.

Дети озвучивают свои варианты
Один ученик выходит к доске и показывает, а считают все хором.. (8)

Из одной точке можно провести разное количество лучей и примером служит наше солнышко.

Регулятивные УУД,

Постановка учебной задачи.

Регулятивные УУД.
Осознание того, что знают.
Коммуникативные УУД.
Умение доказать свою мысль.
Умение точно выражать свои мысли.
Умение слушать и слышать.

Познавательные УУД.
Развитие математической речи.

Познавательные УУД.

Подведение под понятие.

6. Физминутка      
7. Перенос знаний в новую ситуацию

8. Практическая работа

9.Итог урока

Ребята на пару получают табличку с буквами для игры  «Найди слово»

- Договоритесь, кто будет работать карандашом, а кто будет следить. Начинаем от  красной точки.

Диктуется маршрут, дети ведут карандашом линию от буквы к букве. (Приложение 1)
- Проведите из точки  луч вверх по клеточкам,  из этой же точки луч - в сторону, а теперь луч  вниз.

–Проверяем. С какой буквы начали?

- Прочитайте, какие слова у вас получились?

- Так скажите, сколько лучей мы можем провести из одной точки?

- А теперь продолжим наше путешествие. Вместе с нашим экскурсоводом Карандашом отправимся на улицу Линейную (Слайд 6). Здесь живут веселые и добрые наши друзья.

- Как вы думаете, кто они?

- Что вы знаете о прямой линии? Начертите в альбоме  прямую линию.

-Поставьте 3 точки так, чтобы они лежали на прямой и проведите из этих точек  вверх 3 прямые линии. Что у вас получилось?

Докажите, что это лучи?

- На крайнем левом  луче нарисуйте цветок синего цвета.

-  На крайнем правом цветок красного цвета.

А на луче, который находится в середине, нарисуйте бабочку.

- Покажите в парах свою работу друг другу.
Если есть ошибки, помогите их исправить. Сравните свои работы с моей. (Слайд 7) У кого получилось точно, как у меня, поднимите руки.

-Вот и закончилось наше воображаемое путешествие. Мы прощаемся с городом Геометрией, его прекрасными жителями – геометрическими фигурами. Ну и давайте повторим, что же  такое луч?

- Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке.

Дети распределяют роли.

Идет работа в паре.

Начали с буквы «Л»

(лак, лук, луч)
Из одной точки мы можем провести любое количество лучей.

Там живут прямые, кривые линии и отрезки и лучи.
У прямой  линии нет ни начала, ни конца.

Ребята работают самостоятельно.
Лучи
У них начало, но нет конца.

Ребята проверяют работу, помогают.

Ответы детей.

 


Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД.
Умение договариваться и выполнять общую работу.

Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Развитие внимания.
Способность к мобилизации.

Регулятивные УУД.

Контроль.

Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Самостоятельное моделирование.

Коммуникативные УУД.
Адекватно реагировать на высказывания сверстников.

Познавательные УУД.
Структурирование знаний.
Умение слушать и слышать.

Регулятивные УУД.
Оценка.

10. Рефлексия

Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.

Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось.

Жёлтый цвет – не всё в работе удалось.

Красный цвет – многое не понял, работа не удалась.

(Слайд 8)

Урок окончен. Сегодня мы были исследователями, узнали о лучеСпасибо за хорошую работу на уроке.

Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение.

Познавательные УУД.
Контроль и оценка процесса деятельности.

 

 

     Приложение 1.
 




К

О

М

А

Р

Т

Л.

У

К

У

М

А

Ч

Т

О

 

 
     
     Литература.

  1. Волина В. Учимся играя. З.Каримова, 1993
  2. Лызлова М. Ясный денек, 1986

   3.М.И.Моро, М.А.Бантова  Математика 1 класс, Просвещение, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. StranaMasterov.ru
  2. remeslo.okis.ru
  3. doshkolnik.info
  4. trozo.ru
ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку1.61 МБ