Вы здесь

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Рекомендована

 

методическим советом школы

Протокол

от «____» _________2011 г.

№ _____

 

Утверждаю

Директор школы

МОУ «СОШ №1» г. Емвы

 __________  О. А.Салуян

«__» __________ 2011 год

 

Рекомендована методическим советом школы

Протокол

от «____» _________2011 г.

№ _____

                                                     

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

 

2011 год

 

Пояснительная записка

 

Психолого-педагогическое сопровождение - это непрерывная, систематическая поддержка  всех участников учебно-воспитательного процесса. В системе дополнительного образования детей – это воспитанники детских объединений, их родители и педагоги.

Предлагаемая  программа  психолого-педагогического сопровождения направлена на развитие таких социально-важных навыков, как жизнеспособность, уверенность в себе, терпеливое отношение к другому, к разным точкам зрения, самообладание в трудной ситуации, критичность и др.  

Цель программы психолого-педагогического сопровождения заключается в сохранении психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса; создании социально-психологической ситуации для самораскрытия и самореализации личности в условиях дополнительного образования; формировании  культуры психологической жизни человека.

Основной функцией психологической службы учреждения дополнительного образования детей является содействие в создании ситуации, обеспечивающей  позитивное развитие личности всех участников учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, были определены основные задачи программы психологического сопровождения воспитанников, их родителей и педагогов:

- развитие способности к взаимопониманию;

- развитие навыков конструктивного общения;

- формирование чувства ответственности и самостоятельности;

- стимулирование познавательной активности;

- тренировка навыков саморегуляции, в т.ч. развитие стрессоустойчивости;

- формирование чувства уверенности в себе;

- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях.

Согласно поставленным задачам, выделены основные принципы реализации программы сопровождения:

- непрерывность;

- комплексность;

- креативность;

- адаптивность.

Эффективность реализации программы оценивается по достижении поставленных целей и задач. Программа считается полностью реализованной, если  основные мероприятия и встречи, запланированные данной программой, проводятся согласно плану и в срок.

Методами оценки эффективности программы являются:

- анкетирование  воспитанников, педагогов и родителей;

- индивидуальные и групповые интервью;

- наблюдение (за проведением конкретных занятий, интересом их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).

Психологическое сопровождение воспитанников.

Программа психологического сопровождения воспитанников строится на основе специфики работы учреждения дополнительного образования и ставит своей целью личностное развитие ребенка, укрепление его здоровья, адаптацию к жизни в обществе, формирование общей культуры, профессиональное самоопределение, организацию содержательного досуга.

В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений в детском объединении психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий, игр, бесед, тренингов, направленных как на взаимодействие детей друг с другом, так и на активную плодотворную работу с педагогами и  родителями.

 

Планирование психологического сопровождения воспитанников

Тема встречи

Содержание

Месяц

Кол-во часов

Кто есть я?

- кто я

- какой(ая) я на самом деле

- моя индивидуальность

октябрь

1

Уверенное и неуверенное поведение

- уверенное поведение

- неуверенное поведение

-формирование уверенности в себе

ноябрь

1

Мои права и права других людей

-права человека и уверенность в себе

- отношение к себе и к окружающим

декабрь

1

Эмоции и чувства

-роль эмоций в жизни каждого человека

-развитие умения выражать свое эмоциональное состояние

январь

1

Эффективные приемы общения

-самоанализ  и самокоррекция в сфере общения

-развитие базовых коммуникативных умений

февраль

1

Творческая личность

- самораскрытие личности

- самореализация личности

март

1

Кем быть?

- самоопределение

-профессиональная ориентация

апрель

1

 

Психологическое сопровождение педагогов и родителей.

Программа психологического сопровождения педагогов и родителей направлена на повышение уровня психолого-педагогической компетенции в вопросах взаимодействия с детьми, их обучения и воспитания;  на развитие демократического стиля взаимоотношений педагогов, родителей и детей; формирование навыков конструктивного взаимодействия с   людьми.

 

Планирование психологического сопровождения родителей

Тема встречи

Содержание

Месяц

Кол-во часов

Детская одаренность

- одаренный ребенок

- виды одаренности

- развитие одаренности

октябрь

1

Ошибки воспитания

- критикуем и хвалим

- воспитание дочки и сына

ноябрь

1

Гиперактивный ребенок

- причины гиперактивности

- взаимодействие с гиперактивным ребенком

- коррекция гиперактивности

декабрь

1

Как сделать ребенка популярным

- формирование у ребенка уверенности в себе

- способы взаимодействия с ребенком

январь

1

Мама-терапия

- лечение маминой любовью

- установка на счастье

- сила слова

февраль

1

Детские страхи

- детские страхи

- причины возникновения страхов

- коррекция страхов

март

1

Принципы здорового питания ребенка

- пища, сказывающаяся на поведении

- значение воды для развития ребенка

- простенькие рецепты здорового питания

апрель

1

 

Планирование психологического сопровождения педагогов

Тема встречи

Содержание

Месяц

Кол-во часов

Детская одаренность

- одаренный ребенок

- виды одаренности

- развитие одаренности

октябрь

1

Темперамент и личностные особенности ребенка

- типы темперамента

- особенности взаимодействия с детьми

январь

1

Приемы саморегуляции

- экспресс-приемы снятия напряжения

- релаксация

- аутотренинг

март

1

Снятие напряжения,

профилактика эмоционального выгорания

- релаксационные приемы

- упражнения на снятие напряжения

- медитативные техники

1 раз в месяц

2

 

Методическое обеспечение программы

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников, их родителей и педагогов предполагает следующие формы организации встреч:

- беседа;

- круглый стол;

- социально-психологический тренинг;

- интерактивная игра;

- лекция.

Приемы, используемые в программе сопровождения:

- поисково-мыслительная деятельность;

- диагностическая деятельность;

- тренинговые упражнения;

- аутотренинг;

- релаксация;

- медитация;

- рефлексия.

Методы, используемые в реализации программы:

- наблюдение;

- опрос;

- метод обратной связи.

Значение программы психологического сопровождения

Программа психологического сопровождения детей и взрослых позволяет формировать позитивные взаимоотношения между воспитанниками, их родителями и педагогами.

Психологическая программа позволяет повысить уровень психологических знаний родителей и педагогов об основах воспитания, обучения и развития ребенка.

В условиях дополнительного образования основной целью программы является сохранение психологического здоровья детей.

Программа сопровождения позволяет создать условия для реализации творческого потенциала и способностей  воспитанников, самореализации и самосовершенствования педагогов, саморазвития  и личностного роста родителей.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых является начальным этапом внедрения в практику дополнительного образования эффективных психологических методик по работе с  ребенком и семьей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

       Законодательная база

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Профиздат, 2005.

Закон ЯНАО от 31.01.200- № 6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» // Красный Север.- 2000.

Концепция модернизации дополнительного образования детей

Российской Федерации до 2010 года.

Международная Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.- М.,1992.

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 01.02.2005 № 49).

Используемая литература.

Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования/авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.

Формирование психологического здоровья дошкольников/ М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.

Психогимнастические упражнения для школьников/авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 87 с.

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2008. – 272 с.: ил.

Овчарова. Р.В.  Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 200. – 448 с.

Литература для педагогов

Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. – М., 1997.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 1989.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

Щуркова Н.Н. Новые технологии в воспитательном процессе. М., 1997.

Литература для родителей

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Данилова В.Л. Как стать собой. – М., 1994.

Кле М. Психология подростка. – М., 1989.

Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Степанова В.В. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

Сатир В. Как строить себя и свою семью.

Литература для детей

Данилова В.Л. Как стать собой. – М., 1994.

Коротаева Е. Хочу, могу, умею. – М., 1997.

Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. – Спб.: Речь, 2003.