Вы здесь

Модель организации образовательного пространства

 

Принято на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №
от ________ 2011 г.
 
Утверждаю
 Директор школы
 МОУ "СОШ № 1" г. Емвы
___________ Салуян О.А.
« ___ »________ 2011 г.

 

 

Модель организации

образовательного процесса

начальной школы МОУ «СОШ №1» г. Емвы

 

Модель образовательного пространства начальной школы МОУ «СОШ №1» разработана в соответствии с целью современного начального образования – формирования универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Образовательное пространство начальной школы  представлено урочной и внеурочной деятельностью учащихся.

Ведущая деятельность младших школьников  – учебная деятельность, и решение возрастной задачи – формирование умения учиться – происходит в форме урока и учебных занятий.

В школе реализуются следующие программы обучения, способствующие достижению планируемых результатов ФГОС: программа деятельностного подхода в обучении, исследовательская и проектная деятельность.

Урочному образовательному  пространству школы присущи следующие характеристики.

Предметное содержание образования, реализуемое через:

основные способы действия;

систему предметных знаний и умений;

работу с текстом;

учебное сотрудничество;

контрольно-оценочные действия младших школьников.

Полидеятельностный подход к образованию:

игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);

формирование учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников;

учебно-художественная (конструкторская) деятельность как основа предметов эстетического цикла;

учебно-организаторская деятельность как основа формирования коммуникативных и общеучебных умений.

Многофункциональность образовательного пространства:

урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;

консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Для создания условий продвижения  ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, лаборатории, секции, НОУ, олимпиады и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и родители (законные представители) выбирают количество часов и направления деятельности, которыми будет заниматься ребенок.

Для решения поставленных задач в рамках работы по направлениям (научно-познавательное, патриотическое, спортивно-оздоровительное, общественно-полезное, художественно-эстетическое, проектная деятельность) в школе организуются следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая развивающая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- краеведческая деятельность.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

Принципиальным отличием образовательного пространства начальной школы  является сохранение преемственности детский сад –  начальная школа – основная школа:

- для этого в школе работает «Школа будущего первоклассника» для ребят дошкольного возраста;

- организовано разновозрастное сотрудничество как между классами начальной школы, так и между классами начальной и основной школ;

- решение предметных и надпредметных задач в урочном и внеурочном пространстве через организацию работы клубов (педагогического, решения проектных задач, исследовательского).

Преемственность также обеспечивает и событийный переход классов начальной школы в основную:

- встречи со старшеклассниками

- общешкольные праздники и традиции.

Образовательное пространство начальной школы  связано с социальной средой и поддерживается  следующими связями:

- МДОУ № 2, 10, 9, 5 (проведение совместных методических семинаров, родительских собраний);

- родительское сообщество, в партнерстве с которым решаются вопросы условий обучения.

       - школами района, совместно с которыми проводится городской конкурс «Знатоки природы».

- ДЮСШ (организация работы спортивных секций и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий).

- Дом детского  творчества (участие в совместных праздниках, кружках, конкурсах, фестивалях, выставках и акциях).

- Школа искусств (обучение школьников, со-организация значимых событий и праздников);